На дорогах жизни много светофоров, но у многих путников духовный дальтонизм (c)
читать дальшеЖили-были два брата. Родились они в зажиточной крестьянской семье в небольшой деревеньке, после смерти родителей осталось им хозяйство, которым позавидует любой, и вели они по-тихоньку дела свои крестьянские, разделив хозяйство наследуемое напополам.
Хоть и были они не-разлей-вода, да и родственники всё же ближайшие, но отличались друг от друга заметно. Оба они были людьми добрыми, всегда готовыми оказать помощь своим соседям, буде те о ней просили.
Но один был человеком достаточно практичным, оказывая помощь только тем людям, которые будут за неё благодарны. Помогут, скажем, во время очередной сборки или посева: земли-то во владении находилось много, трудно в-одиночку справляться; или ещё какую помощь окажет, дел крестьянских разных всегда найти можно. Жил по принципу "как аукнется — так и откликнется", а коли не откликалось — так в скором времени и аукать переставало.
Второй же брат, напротив, был человеком совершенно бескорыстным. Ну, знаете, как в сказках это бывало? Придёт к нему какой-нибудь нищий, попросит денег на еду — так он и даёт не раздумывая. Только в сказках обычно не говорят, что деньги эти не на еду будут потраченны, а на бутылку, да и нищие эти в конце концов соберутся шайкой и ограбят богатого крестьянина, чтобы каждый раз не просить...
Через непродолжительное время первый брат стал человеком уважаемым среди всей деревни. Каждый знал, что может обратиться к нему за помощью, в которой он не откажет, да и ему никогда соседи в помощи не отказывали, хотя он и редко о ней просил, предпочитая всё делать сам, если не становилось совсем невмочь. Что же со вторым — люди между собой обыкновенно его называли "человеком необыкновенной доброты", но в откровенных разговорах признавались, что он "какой-то странный", да замечали, мол, "не доведет его щедрость до добра...". Большинство людей старались обходить его стороной, а самые отчаянные или бессовестные просто пользовались его щедростью — вопреки советам брата, он всегда прощал долги.
Щедрость его иногда просто не знала границ. Придет, бывало, на рынок и начнет раздавать всем сорняки, с трудом выполотые с грядок, совершенно бесплатно. Люди иногда даже из вежливости принимали эти дары. Правда, когда терпение их заканчивалось и они пытались вежливо объяснить человеку, что в таких огромных количествах это растение никому не нужно, он лишь обижался и искренне недоумевал, по поводу чего к нему все относятся столь предвзято. Он продолжал настаивать, чтобы люди принимали его подарки — он хотел получить такую же любовь, или, по меньшей мере, уважение селян, какая была у его брата. Люди начинали злиться и прогоняли его. "Добро порождает зло. Но я должен его творить вопреки всему." — примерно так он думал, забывая исключить из "всего" здравый смысл.
Конца счастливого у этой истории, надо признать, не было. Это, опять же, в сказках абсолютное добро абсолютно право. В жизни-то всё иначе. Тот брат, что предпочитал практичность бескорыстности, в скором времени нашел себе девушку по-красивее да по-хозяйственней, да и прожил с ней до конца жизни в любви и согласии. Второму же брату повезло меньше, хоть и пытался он найти себе женушку по-душе: то доставалась ему хитрая баба, прикидывающаяся доброй и понимающей, а затем становящейся настоящей стервой, пользующейся долгое время добротой и терпеливостью мужа; то попадалась ему девушка, искренне любящая его, но не в силах с ним жить из-за безграничной, навязывающей себя щедрости и желании всему угодить...
Однажды спросил тот брат у странствующего мудреца, забредшего случайно в их деревню: "Почему люди сторонятся и не любят меня, хотя я очень стараюсь и прилагаю много усилий, чтобы получить эту любовь?". И ответил мудрец путано и непонятно: "Когда твой брат сажает пшеницу — он смотрит, достаточно ли ей воды; когда твой брат идет на рынок — он смотрит, что сейчас ценится больше; когда твой брат принимает гостя — он интересуется, пьет ли тот крепкий чай или пресный. В этом состоит добро. Наблюдай за своим братом и ты сам всё поймешь." Не понял мудреца человек, только подумал он, как же мог такой мудрый человек назвать эгоизм добром? Его брат думал только о себе, он же, напротив, делал всё для других. "Наверное, он только притворяется мудрецом, раз не видит очевидного", — подумал он, и прожил свою несчастную жизнь в постоянной несправедливости от людей и природы: селяне окончательно перестали с ним общаться, а поле вскоре засохло, несмотря на столько вложенных усилий. Поливать не догадывался чаще. Начал он завидовать своему брату, ведущему непринужденную жизнь, черной завистью. Мудрец же, услышав то, как о нем отзывался за глаза тот человек, лишь улыбнулся и ушел дальше странствовать...
Хоть и были они не-разлей-вода, да и родственники всё же ближайшие, но отличались друг от друга заметно. Оба они были людьми добрыми, всегда готовыми оказать помощь своим соседям, буде те о ней просили.
Но один был человеком достаточно практичным, оказывая помощь только тем людям, которые будут за неё благодарны. Помогут, скажем, во время очередной сборки или посева: земли-то во владении находилось много, трудно в-одиночку справляться; или ещё какую помощь окажет, дел крестьянских разных всегда найти можно. Жил по принципу "как аукнется — так и откликнется", а коли не откликалось — так в скором времени и аукать переставало.
Второй же брат, напротив, был человеком совершенно бескорыстным. Ну, знаете, как в сказках это бывало? Придёт к нему какой-нибудь нищий, попросит денег на еду — так он и даёт не раздумывая. Только в сказках обычно не говорят, что деньги эти не на еду будут потраченны, а на бутылку, да и нищие эти в конце концов соберутся шайкой и ограбят богатого крестьянина, чтобы каждый раз не просить...
Через непродолжительное время первый брат стал человеком уважаемым среди всей деревни. Каждый знал, что может обратиться к нему за помощью, в которой он не откажет, да и ему никогда соседи в помощи не отказывали, хотя он и редко о ней просил, предпочитая всё делать сам, если не становилось совсем невмочь. Что же со вторым — люди между собой обыкновенно его называли "человеком необыкновенной доброты", но в откровенных разговорах признавались, что он "какой-то странный", да замечали, мол, "не доведет его щедрость до добра...". Большинство людей старались обходить его стороной, а самые отчаянные или бессовестные просто пользовались его щедростью — вопреки советам брата, он всегда прощал долги.
Щедрость его иногда просто не знала границ. Придет, бывало, на рынок и начнет раздавать всем сорняки, с трудом выполотые с грядок, совершенно бесплатно. Люди иногда даже из вежливости принимали эти дары. Правда, когда терпение их заканчивалось и они пытались вежливо объяснить человеку, что в таких огромных количествах это растение никому не нужно, он лишь обижался и искренне недоумевал, по поводу чего к нему все относятся столь предвзято. Он продолжал настаивать, чтобы люди принимали его подарки — он хотел получить такую же любовь, или, по меньшей мере, уважение селян, какая была у его брата. Люди начинали злиться и прогоняли его. "Добро порождает зло. Но я должен его творить вопреки всему." — примерно так он думал, забывая исключить из "всего" здравый смысл.
Конца счастливого у этой истории, надо признать, не было. Это, опять же, в сказках абсолютное добро абсолютно право. В жизни-то всё иначе. Тот брат, что предпочитал практичность бескорыстности, в скором времени нашел себе девушку по-красивее да по-хозяйственней, да и прожил с ней до конца жизни в любви и согласии. Второму же брату повезло меньше, хоть и пытался он найти себе женушку по-душе: то доставалась ему хитрая баба, прикидывающаяся доброй и понимающей, а затем становящейся настоящей стервой, пользующейся долгое время добротой и терпеливостью мужа; то попадалась ему девушка, искренне любящая его, но не в силах с ним жить из-за безграничной, навязывающей себя щедрости и желании всему угодить...
Однажды спросил тот брат у странствующего мудреца, забредшего случайно в их деревню: "Почему люди сторонятся и не любят меня, хотя я очень стараюсь и прилагаю много усилий, чтобы получить эту любовь?". И ответил мудрец путано и непонятно: "Когда твой брат сажает пшеницу — он смотрит, достаточно ли ей воды; когда твой брат идет на рынок — он смотрит, что сейчас ценится больше; когда твой брат принимает гостя — он интересуется, пьет ли тот крепкий чай или пресный. В этом состоит добро. Наблюдай за своим братом и ты сам всё поймешь." Не понял мудреца человек, только подумал он, как же мог такой мудрый человек назвать эгоизм добром? Его брат думал только о себе, он же, напротив, делал всё для других. "Наверное, он только притворяется мудрецом, раз не видит очевидного", — подумал он, и прожил свою несчастную жизнь в постоянной несправедливости от людей и природы: селяне окончательно перестали с ним общаться, а поле вскоре засохло, несмотря на столько вложенных усилий. Поливать не догадывался чаще. Начал он завидовать своему брату, ведущему непринужденную жизнь, черной завистью. Мудрец же, услышав то, как о нем отзывался за глаза тот человек, лишь улыбнулся и ушел дальше странствовать...